
Согласно данным цифровой логистической платформы «Монополия», темпы роста тарифов на автомобильные перевозки внутри России в октябре замедлились. Средневзвешенный тариф достиг 74,7 рубля за 1 км, что лишь на 1,2% выше сентябрьского показателя, тогда как в сентябре прирост к августу составлял 4,2%. Годовой рост составил 11,3%. Аналитики платформы отмечают, что подобная динамика нетипична для октября, поскольку годом ранее тарифы поддерживались активной подготовкой ритейлеров к «черной пятнице». Александр Отрощенко, директор по управлению данными «Монополии», поясняет, что замедление роста тарифов может быть частично связано с общим охлаждением экономики и проблемами с транспортировкой товаров через границу с Казахстаном. Эксперты рынка подтверждают отсутствие сезонного всплеска. Заместитель генерального директора по логистике NC Logistic Артем Васканян утверждает, что роста ставок в связи с распродажами не наблюдается и предпосылок для их увеличения в ближайшей перспективе нет. Он также отмечает, что масштабных скидок от ритейлеров ждать не стоит, поскольку задержки на границе с Казахстаном привели к дополнительным издержкам. Коммерческий директор Baltic Land Юлия Александрова добавляет, что «черная пятница» не оказала влияния на спрос в сегменте B2B-перевозок, а импортеры в основном работают с складскими запасами, и сезонный всплеск ожидается лишь перед новогодними праздниками. Исполнительный директор «Октет Карго» Алла Постникова констатирует, что рост тарифов по России в этот период проходит более плавно по сравнению с прошлыми годами. Кирилл Лахин, руководитель отдела логистики «Юнитрейд», обращает внимание на то, что в нынешнем году не произошло традиционного подорожания перед китайскими октябрьскими праздниками, когда импортеры обычно стремятся успеть доставить грузы до «черной пятницы». По его данным, объем международных автомобильных перевозок в октябре сократился на 10-15% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Основатель биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде сообщает, что индекс ATI.SU FTL РФ, отслеживающий ставки по ста популярным направлениям в России, после роста примерно на 10% в июне–сентябре снизился в октябре на 2%. При этом он уточняет, что небольшое снижение индекса в октябре наблюдалось и в предыдущие годы, а бурный рост тарифов чаще всего происходит во второй половине ноября и в декабре. Ключевой причиной сдерживания роста ставок внутри страны становится растущее предложение на фоне обостренной конкуренции. Основатель «Ариона» Михаил Шильцев подчеркивает, что спрос не падает кардинально, но его рост не успевает за увеличением числа перевозчиков. Он объясняет переизбыток транспорта на рынке входом новых игроков в периоды высоких тарифов, притоком техники с аукционов, возвратом водителей и переориентацией международных перевозчиков на внутренний рынок. Артем Васканян из NC Logistic выделяет роль цифровых сервисов, которые стимулируют ценовую конкуренцию. Он поясняет, что онлайн-платформы и маркетплейсы грузоперевозок позволяют заказчикам устраивать торги по каждому направлению, а алгоритмы бирж, делая упор на стоимость, подталкивают перевозчиков к игре в редукцион. В то время как внутренний рынок демонстрирует сглаженную динамику, в международной логистике начался ярко выраженный пиковый сезон. Заместитель руководителя отдела международной логистики Free Lines Company Анастасия Сонько подтверждает высокий спрос и заметный рост ставок, особенно на китайском направлении. Президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская констатирует, что за последние три недели стоимость автомобильной доставки из Китая взлетела до невиданных за три года высот. По ее словам, текущая ставка примерно на 2,5 тысячи долларов выше, чем в декабре прошлого года. Она уточняет, что подорожание вызвано в первую очередь проблемами с транзитом через Казахстан, из-за которых участники ВЭД опасаются везти грузы через эту страну, а альтернативные маршруты через Маньчжурию и Монголию оказались сильно перегружены. Анастасия Сонько детализирует операционную обстановку на границе: основная сложность заключается в получении слота на заезд в Китай через Забайкальск, где транспорт скапливается на российской стороне, вызывая задержки при перегрузке, хотя прохождение самой границы занимает в среднем один-два дня. В Алашанькоу, по ее словам, ситуация начинает улучшаться после периода массовых досмотров – срок заезда на склады перегрузки сейчас составляет четыре-шесть дней. Она ожидает, что тенденция роста спроса и тарифов в международных автоперевозках сохранится как минимум до конца декабря. Генеральный директор «Пролоджикс» Андрей Процан добавляет, что внутри России также наблюдается всплеск цен на перевозки с востока на запад, где рост тарифов достигает 30% к октябрю, в то время как в обратном направлении роста нет. В качестве примера он приводит удешевление доставки в «черную пятницу» из Москвы в Забайкальский край с 600-650 тысяч рублей в прошлом году до 440–500 тысяч рублей в текущем. Юлия Шленская из KBT резюмирует, что после китайских октябрьских праздников сезон не просто начался, а взорвался объемом отгрузок из Китая, что спровоцировало рост тарифов на все виды перевозок. Кирилл Лахин из «Юнитрейд» подтверждает оживление по новым запросам и прогнозирует, что в ноябре количество размещенных заказов на перевозку будет больше, чем в октябре. Напомним, российский рынок грузовых автоперевозок переживает системный кризис, вызванный стремительным ростом операционных расходов и обвалом рентабельности. С конца октября 2025 года в отрасли наблюдается дефицит перевозчиков, а почти 7 тыс. юридических лиц находятся в стадии ликвидации или банкротства.